Категории

Архив

28.05.2015 / Просмотров: 61585 / Комментариев: 0 / Рекомендовано: 0 / Рейтинг: 0,00
Грузовые суда. Часть 1. Морские и океанические балкеры.

Общая классификация современных морских и океанических балкеров по конструкции, типам груза, размерам, районам плавания и захода

Балкер, балкериер (bulk carrier, bulk freighter) – сухогрузное (навалочник) или сухогрузно-наливное судно (нефтерудовоз) для перевозки только неупакованных сыпучих грузов навалом в трюмах (без тары) или одновременно в комбинации с наливными грузами.

Современная общая классификация балкеров по конструкции, типу груза, размеру, району захода и эксплуатации отражает последние тенденции рынка судостроения, направления развития морского и океанического балкерного флота, спрос на разные виды грузоперевозок.

I. Общая информация
II. Классификация современных балкеров

III. Видео
IV. Дополнительная информация


Общая информация

Первый балкер-навалочник “John Bowes” был спущен на воду в 1852 году, и с того момента этот тип судов активно совершенствовался и развивался. Современные балкеры значительно превосходят своих предшественников по размерам, оборудованию и компьютерному оснащению. Новые технологии позволяют делать их максимально вместительными, безопасными и долговечными.

Существует целый ряд балкеров, которые могут самостоятельно осуществлять процесс разгрузки, остальные же зависят от портовых сооружений. Для максимальной автоматизации на навалочники последних проектов стали дополнительно устанавливать упаковочное оборудование.

Команда сухогруза участвует в процессе загрузки и выгрузки, которые являются крайне опасными и трудоемкими и могут занимать до 120 часов на больших судах. Численность экипажа варьируется в зависимости от размеров балкера: от трёх человек на небольшом до тридцати на крупном.

Более половины всех балкеров принадлежат греческим, японским и китайским владельцам, и почти четверть зарегистрирована в Панаме. Корея является крупнейшим строителем балкеров. В общей сложности в Азии было построено 82% этих судов.

Сегодня балкеры составляют 20% от всего мирового морского флота и варьируются от мини-балкеров-однотрюмников до многотрюмных рудовозов с дедвейтом (DWT) более 400 тысяч тонн.

По статистике за 2012 год в работе находилось 9570 навалочников и нефтерудовозов с общим дедвейтом более 500 миллионов тонн.

Классификация современных балкеров

По конструктивным особенностям

Балкеры с разгрузочным оборудованием на борту (geared bulk carriers) – стрелами, кранами или конвейерными лентами, с помощью которых осуществляется погрузка и разгрузка без использования береговых устройств, способны заходить практически в любой порт мира. Крановщиками могут выступать как члены экипажа, так и стивидоры.

Балкеры без разгрузочного оборудования (gearless bulk carriers) полностью зависимы от береговых погрузочно-разгрузочных механизмов, чаще всего стоят на обслуживании конкретной линии с закрепленными портами погрузки и выгрузки. За счет отсутствия специализированного грузового оборудования происходит значительное снижение их стоимости при строительстве и обслуживании.

Комбинированные балкеры (combined carriers) или нефтерудовозы (Ore-bulk-oil carriers) объединяют в себе конструктивные особенности сухогруза и танкера, благодаря чему могут одновременно перевозить и руду, и сырые нефтепродукты.

Саморазгружающиеся балкеры (self-discharger bulks) оснащены транспортной конвейерной лентой со стрелой, по которой груз выгружается на берег, или пневматическими перегружателями (пневматический способ разгрузки всасывающими-нагнетающими погрузчиками, пневмотранспортерами). При всех экономических преимуществах и удобстве данной системы разгрузки, существует целый ряд недостатков, основным из которых является частота поломок лент и стоимость их ремонта.

Лэйкеры или озерники (lakers, lake freighters) эксплуатируются в Великих Лаврентьевских озёрах в Северной Америке, являются самыми крупными неморскими грузовыми судами, в длину достигают 300 метров, в ширину 22 метра. Большинство озерников относятся к классу Seawaymax (см. ниже). Для большего удобства прохождения речных путей и шлюзов надстройка лэйкеров перемещена в носовую часть. Их используют для перевозки руды, цемента, песка и других сыпучих грузов. За счет того, что озерники ходят в пресных водах, срок их эксплуатации во много раз больше морских и океанических балкеров. Самому старому лэйкеру, который до сих пор работает, 109 лет. Это цементовоз “St. Mary’s Challenger”, который был спущен на воду в 1906 году.

Балкеры BIBO (Bulk In, Bags Out – навалом внутрь, мешками наружу) оснащены оборудованием для упаковки груза в мешки при разгрузке. За один час с помощью этих систем выгружается почти 300 тонн уже упакованного сахарного песка.

По типу груза

Большая часть из широкого многообразия навалочных грузов перевозится универсальными балкерами, меньшая – узкоспециализированными навалочниками в силу серьезной экономической выгоды, формируя следующую классификацонную группу:

  • Универсальные
  • Узкоспециализированные:
    • Углевозы
    • Зерновозы
    • Цементовозы
    • Нефтерудовозы
    • Рудовозы

Универсальные балкеры (multipurpose bulk carriers) предназначены для транспортировки всевозможных сыпучих грузов и составляют почти 80% всего балкерного флота.

Узкоспециализированные балкеры используются для перевозки одного конкретного типа груза.

Углевозы или угольщики (colliers) – однопалубные сухогрузы с минимальным надводным бортом, предназначенные для перевозки каменного угля, появились в середине XIX века для обеспечения массового на тот момент спроса на угль в энергетике, промышленности и транспортной сфере. Грузоподъемность варьируется от 2 до 20 тысяч тонн. На саморазгружающихся углевозах под трюмами установлены продольные ленточные транспортеры в виде воронок, с помощью которых груз подается на палубный разгрузчик и потом на берег.

Зерновозы (grain carriers) выделяют в самостоятельную группу, так как судовладельцы применяют их исключительно для транспортировки зерна из-за высокой стоимости перевозки (фрахта) зерновых культур и во избежание расходов и простоев на замывку трюмов после иных грузов.

Цементовозы (сement сarriers) предназначены для перевозки цемента, основная конструктивная особенность заключается в наличии специальных пневматических, механических или комбинированных систем для саморазгрузки.

Нефтерудовозы или суда типа ОО (Ore/Oil cariers) предназначены для одновременной транспортировки нефти и руды. В 70-е годы XX века имели большую популярность, благодаря сокращению издержек за счет отсутствия балластных переходов. Однако уже в 80-е годы бум на строительство этих судов прошел. Являются наиболее старыми представителями комбинированных судов.

Рудовозы (ore carriers) предназначены для перевозки навалом различных рудных материалов, конструктивно отличаются от универсальных только размерами, почти все обладают большой грузоподъемностью (более 180 тысяч тонн дедвейта), а самые современные превышают 400 тысяч тонн дедвейта (DWT).

По размеру

В последние годы происходит серьезное перестроение всей мировой экономики. В связи с этим происходит реструктуризация и в мировом флоте, направленная на повышение экономической эффективности морских перевозок за счет увеличения числа крупных судов с большей грузоподъемностью. Также запущены проекты по улучшению навигации основных магистральных направлений морских перевозок.

В настоящее время происходит расширение и углубление Суэцкого и Панамского каналов (читайте у нас на сайте в разделе новости). В связи с этим привычные для всех параметры размеров «max» и «size» подвергаются периодическим корректировкам.

Балкеры, в свою очередь, также разделяются на пять основных размерных категорий:

  • Минибалкеры
  • Handysize
  • Handymax и Supramax
  • Panamax и New Panamax
  • Capesize
    • VLCC (Very Large Crude Carriers)
    • ULCC (Ultra Large Crude Carriers).

Мини-балкеры – группа самых небольших балкериеров с дедвейтом до 10 тысяч тонн (DWT), в основном используются для каботажного плавания и перевозки грузов по внутренним путям.

Handysize (Хендисайз) – маломерные балкериеры с вместимостью от 10 тысяч до 35 тысяч тонн дедвейта (DWT), идеально подходят как для малых, так и крупных портов, именно поэтому составляют большинство океанических балкеров в мире (почти 71%). Это определение также применяется и к танкерам с такой же грузоподъемностью.

Handymax и Supramax (Хендимакс, Супрамакс) – малогабаритные балкериеры с вместимостью от 35 тысяч до 60 тысяч тонн дедвейта (DWT). Их небольшой размер позволяет работать в регионах с маленькими портами, где длина и осадка ограничены. Обычно длина handymax составляет 150-200 метров, однако существуют ограничения для определенных терминалов, например, в Японии эти суда ограничены длиной в 190 метров. Современные суда типа handymax имеют большую грузоподъемность, которая варьируется от 52 до 60 тысяч тонн (DWT).

Panamax и New Panamax (Панамакс, Нью Панамакс) – специальные балкериеры для прохождения через Панамский канал, имеют среднюю грузоподъемность 65 тысяч тонн (DWT), используются в основном для транспортировки угля в Карибском и латиноамериканском регионах. Это определение также применимо и для танкеров.

Администрацией канала ещё с 1920 года были установлены нормы размеров судна, которые необходимо соблюдать при его постройке. Нынешние шлюзы и глубина канала ограничивают суда в длину – не более 294,13 метров, в ширину – не более 32,31 метров и осадку – не более 12,04 метров. Однако после запуска проекта по расширению канала был создан новый класс – new panamax, так как после реконструкции канал сможет принимать более крупные суда. Допустимые размеры увеличены до 427 метров в длину, 55 метров в ширину и до 18,30 метров в глубину.

Capesize (Кепсайз) – категория очень больших и ультра больших балкериеров с грузоподъемностью свыше 150 тысяч тонн дедвейта (DWT). Включает в себя подкатегории VLCC (Very Large Crude Carriers) и ULCC (Ultra Large Crude Carrier).

Термин capesize обычно используется для описания балкеров, однако сейчас всё чаще можно встретить данную классификацию и среди танкеров. Стандартные балкеры этого класса имеют грузоподъемность в 175 тысяч тонн (DWT) и используются в основном для транспортировки угля и железной руды.

Позже появились более крупные суда с дедвейтом более 180 тысяч тонн, и в классификацию Capesize были добавлены подкатегории:

  • VLCC балкериеры (Very Large Crude Carriers), для танкеров – VLOC (Very Large Oil Carriers) с дедвейтом от 180 тысяч до 320 тысяч тонн
  • ULCC балкериеры (Ultra Large Crude Carriers), для танкеров – ULOC (Ultra Large Oil Carriers) с дедвейтом более 320 тысяч тонн.

В дословном переводе – это очень большие и ультра большие узкоспециализированные грузовые суда, 95 % перевозимого ими груза составляют уголь и руда. Из-за огромных размеров и глубокой осадки их могут принимать только современные крупнейшие глубоководные портовые терминалы.

По району плавания

Учитываются глубины проливов, каналов, прибрежных зон и внутренних морей, габариты шлюзов и размеры причалов. В обозначение балкера здесь входит полное или частичное название канала, города, порта, моря, пролива:

  • Seawaymax
  • Kamsarmax
  • Setouchmax
  • Dunkirkmax
  • Newcastlemax
  • Malaccamax

Seawaymax балкериеры имеют максимально возможные габариты для прохода через шлюзы канала Святого Лаврентия (St. Lawrence Seaway), соединяющего Великие озера Северной Америки с Атлантическим океаном. Максимальная длина корпуса составляет 226 метров.

Kamsarmax балкериеры – достаточно новый тип, способный заходить в порт Камсар (Kamsar) в республике Гвинея, чуть крупнее класса Панамакс (Panamax). Их длина равна 229 метрам, что соответствует длине рудонавалочных и нефтеналивных терминалов этого порта.

Setouchmax балкериеры относятся к крупнейшему по размеру типу, который может ходить во Внутреннем Японском море (море Setouch), имеют дедвейт 203 тысячи тонн.

Dunkirkmax балкериеры относятся к крупнейшему по размеру типу, который может принимать порт Дюнкерк во Франции, имеют грузоподъемность в 175 тысяч тонн дедвейта и длину 289 метров.

Newcastlemax балкериеры относятся к крупнейшему по размеру типу, который в состоянии войти в порт Ньюкасл (Австралия), имеют грузоподъемность в 185 тысяч тонн дедвейта, максимальную ширину 50 метров, длину 300 метров.

Malaccamax балкериеры относятся к крупнейшему по размеру типу, который может проходить через Малаккский пролив (Strait of Malacca) глубиной 25 метров. В соответствии с текущими допустимыми пределами Malaccamax может иметь максимальную длину в 400 метров, ширину – 59 метров и осадку – 14.5 метров.

 

Многотоннажный балкер Double Fortune заходит в порт. Видео



Спуск на воду навалочника 180,000 DWT. Видео



Крупным планом

 

Дополнительная информация

Мощные осевые балластные насосы для судовых систем




Комментарии (0)

 

Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя данную форму, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных. Подробнее
Подписаться на рассылку



© 2024 ООО "Проинвел". Все права защищены. Находясь на сайте, Вы подтверждаете сбор метаданных.
ru-RUen-US